Дислексия: что это за болезнь и как она проявляется

Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Она проявляется в затруднении при опознании и узнавании букв, в затруднении при попытке сложить буквы в слоги, а слоги — в слова.

Дислексия: что это за болезнь

Дислексия — это нарушение рецептивной письменной деятельности, то есть нарушение чтения. При таком расстройстве трудность в прочтении приводит к тому, что человек неправильно воспроизводит звуковую форму слова. Происходит аграмматизм и неправильное понимание прочитанного.

В нормальном состоянии чтение — это сложный процесс, в котором участвует большое количество зон мозга. Этот процесс можно разделить на следующие этапы:

  • зрительное восприятие написанных символов;
  • узнавание символов и соотнесение их с определённым звуком;
  • объединение звуков в единое слово;
  • соотнесение звуковой формы слова с его смысловым значением, в результате чего и происходит понимание прочитанного.

Вся эта сложная последовательная цепочка действий затрагивает больше навыков, чем требуется для простой речи. И нарушение хотя бы одного из звеньев и приводит к появлению дислексии речи.

Причины дислексии

Нарушение чтения у детей вызвано затруднением в овладении навыками, необходимыми для этого процесса. А причины можно разделить на две группы:

  1. Органические причины. Это нарушения в тех зонах головного мозга, которые ответственны за формирование описанных выше навыков чтения.
  2. Функциональные. Не врожденные, а приобретенные нарушения мозговой деятельности.

Функциональные причины дислексии также подразделяются на две подгруппы. Внутренние часто вызваны длительными соматическими заболеваниями, приводящими к повреждению участков головного мозга, патологией беременности или родов, асфиксией или травмами головы.

Внешние факторы нарушения формирования чтения — это:

  • неправильная речь окружающих;
  • использование нескольких языков;
  • недостаточное внимание к ребенку при овладении навыками чтения;
  • недостаток общения.

Признаки дислексии

Дислексию у ребенка можно заподозрить, если присутствуют следующие группы ошибок:

  1. Ребенок путает сходные по звучанию буквы. Например, звонкие и глухие.
  2. Неправильно читает похожие по внешнему виду буквы. Например, Х и Ж, П и Л.
  3. Побуквенное чтение, неспособность составить из отдельных букв целое слово. Когда вместо слова «стол» произносится «с, т, о, л».
  4. Изменение порядка букв и слогов. Буквы либо читаются не по порядку, либо вообще пропускаются. Таким образом, нарушается структура слова.
  5. Ребенок не понимает смысл прочитанного. Технически чтение происходит правильно, но суть текста не усваивается.
  6. Аграмматизм чтения. При такой дислексии неправильно используются окончания слов. В результате мы слышим неграмотное предложение. Например, «Даша пошёл».

Каждый из этих пунктов нельзя рассматривать в отдельности. Ведь все начинают с чтения по буквам, и все поначалу путают буквы. А вот когда заметны разные ошибки, и их не удается быстро исправить, это может быть признаком дислексии.

Виды дислексии

Классификацию нарушений чтения составляли несколько человек. Каждый брал за основу какие-то свои критерии. Это и физическое проявление дислексии, и степень выраженности, и то, какие органы или участки мозга неправильно выполняют свои функции.

Например, по проявлению выделяют литеральную и вербальную дислексию. Первая — это трудность или неспособность воспринимать буквы. Вторая — сложность непосредственно с чтением, когда буквы по отдельности хорошо усваиваются.

В зависимости от того, работа какого органа чувств нарушена, выделяют акустическую, моторную и оптическую формы дислексии. Наиболее распространенная форма по данной классификации — акустическая. Это неправильное восприятие звуков и неспособность эти звуки сформировать в слова.

Существуют и другие виды, но их мы рассмотрим в другой статье более подробно.